Существует множество статей по толкованию международных правил места перехода ответственности от продавца к покупателю. Условия поставки Инкотермс — азбучные истины международной торговли. В своей статье мы попытаемся рассказать Вам как важно разбираться в этих правилах, как правильно их понимать на уровне простого участника внешнеэкономической деятельности. Мы будем говорить обычным языком на примере каждого вида по условиям поставки.
Итак, по порядку:
EXW — товар забирается покупателем с указанного в договоре склада продавца. Вы нашли завод — производитель, оговорили цену, все устраивает обе стороны. Казалось бы все прекрасно и можно смело заключать сделку, но здесь и возникает вопрос — кто и как повезет этот товар. Ведь на этих условиях продавец отдает товар на своем складе, нисколько не заботясь о том, как и на чем его вывозить. Эти проблемы целиком ложатся на покупателя. При этом важно, что и оплата экспортных пошлин будет входить в обязанность покупателя.
FCA — согласно договору поставки продукции перевозчик страны продавца обеспечит транспортировку груза на определенном виде транспортного средства или в их комбинации. Здесь Вам не требуется прилагать усилия для поиска транспортной компании в стране продавца. Обязательным условием является и сохранность груза до места, указанного в договоре. Оплата экспортной пошлины — прямая обязанность продавца при этих условиях поставки.
FAS — этот термин применим только в том случае, если планируется перевозка водным транспортом (причем неважно — морским или речным). Ваш продавец доставит Вам товар только до борта судна, до причала. Следует отметить, что и экспортные пошлины будут оплачены продавцом. Далее — погрузка на борт и транспортировка — оплачивается покупателем.
FOB — это понятие мало чем отличается от предыдущего, за исключением лишь того, что в обязанности продавца входит погрузка на борт судна. Транспортировка оплачивается покупателем. Термин также используется при перевозке водным видом транспорта.
CFR — еще одна разновидность условий поставки при использовании водного транспорта. Здесь продавец доставит товар до причала, произведет погрузку на борт судна и доставит груз до порта назначения покупателя. Все это оплачивается продавцом, включая уплату экспортных платежей. А вот разгрузка товара и прочие действия уже будет платить покупатель.
CIF — продавец доставит товар до причала, произведет погрузку на борт судна и доставит груз по порта назначения покупателя. Все это оплачивается продавцом, включая уплату экспортных платежей, плюс существенное дополнение — страхование груза. Это позволит дополнительно защитить товар.
DAT — при условиях поставки под такой аббревиатурой понимается поставка продавцом товара до таможенного терминала покупателя с уплатой экспортных пошлин.
DAP — в этом варианте товар должен быть поставлен в конкретный адрес, указанный в договоре, причем с уплатой как экспортных так и импортных платежей. Следует быть внимательным, так как важно учитывать стоимость доставки до места назначения.
CPT — термин используется для перевозки всеми видами транспорта, с уплатой продавцом всех расходов за транспортировку и экспортных платежей. Подразумевается ответственность продавца на всем протяжении транспортировки груза до конкретно указанного места назначения.
CIP — термин используется для перевозки всеми видами транспорта, с уплатой продавцом всех расходов за транспортировку и экспортных платежей и добавлением страхования.
DDP — настоящий рай для импортеров! В этом варианте все расходы несет продавец и товар поставляется покупателю в оговоренное место, с уплатой абсолютно всех накладных и таможенных расходов.
Вот то, что мы хотели Вам рассказать о запутанной на первый взгляд терминологии. На самом деле все довольно просто. Но просто для тех, кто профессионально занимается этим. Рядовому покупателю нужно тщательно изучить все нюансы и прежде чем принять решение о покупке товара, обратить внимание на условия поставки, предлагаемых продавцом. Не знание этих правил может привести к крупным финансовым неприятностям.
Сводная таблица: